В 2022 году каждый житель страны сталкивался в среднем с тремя разнообразными схемами мошенничества, а в 2023 уже с четырьмя (данные НАФИ). Люди понимают риски и ищут ответы на вопрос, как защититься. Наряду с запросами по индексации пенсий и способам получения пособий/социальных выплат тема финансовой безопасности входит в топ-3 интересующих направлений в социальных сетях. О том как связаны вопросы финансовой грамотности с финансовыми мошенничествами и как курсы финансовой грамотности могут использоваться или уже используются именно в мошеннических схемах в интервью «Независимой газете» рассказал руководитель Дирекции финансовой грамотности НИФИ Минфина России Михаил Сергейчик.
Глобально необходим переход от знаний к установкам. Чтобы люди не только знали о случаях мошенничества и могли пересказывать их друг другу, но и соблюдали базовые правила финансовой безопасности, которые помогут избежать потерь при любых сценариях.
Финансовое мошенничество ориентировано на широкую аудиторию: потенциально жертвой может практически любой человек вне зависимости от социального, финансового положения. Как отмечают эксперты, наиболее агрессивно мошенники охотятся на платежеспособных граждан, людей, которые активно пользуются банковскими услугами – чаще всего атакам подвергаются люди в возрасте 30 - 55 лет.
При низком уровне финансовой грамотности риск быть обманутым повышается в разы. Завышенная самооценка своих финансовых знаний, слабые навыки базовой финансовой безопасности, пренебрежение правилами личного финансового планирования, часто подталкивают человека к необдуманным финансовым поступкам и их негативным последствиям (банкротству, долгам, проблемам социального характера) – все это формирует образ идеальной жертвы афериста. Таким человеком легче манипулировать, запугать, ввести в заблуждение, побудить к определенным действиям.
Несмотря на то, что с развитием новых технологий мошеннические схемы все время видоизменяются, адаптируются к новым реальностям, приобретает своего рода «интеллектуальный» характер, способы противодействия мошенничеству остаются почти неизменными.
Человек, который в курсе основных мошеннических схем, ответственно относится к передаче персональных данных третьим лицам, использует сложные пароли для основных аккаунтов и постоянно меняет их, пользуется антивирусами на телефоне и пк, а также сервисами по блокировке спам-звонков в большинстве случаев не станет жертвой мошенников.
Не нужно забывать, что основная доля мошеннических сценариев осуществляется с использованием психологических методик (социальной инженерии), поэтому задача финансовой грамотности не в оттачивании навыков «психологического противостояния» и “расшифровке” новых мошеннических схем, а в формировании навыков критического мышления и правильной оценки рисков, осознанности того, что любой финансовый вопрос требует времени для принятия решения и совета с близкими.
Подобные принципы финансового поведения позволят распознать любые приемы давление и принуждения, вовремя прекратить контакт и не совершить необдуманных действий в состоянии стресса.